Это интересно

История этого вопроса продолжается более 13 лет. Началось все в Украине, когда гостивший там американец немецкого происхождения Райнер Бетхер издал брошюру, которая взбудоражила умы многих верующих в странах СНГ. Бетхер взял текст книги Откровение 17:9-10 «Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть». На основании этого текста он сделал следующий вывод: семь царей символизируют семь пап, понтификат которых проходил после 1929 года. В связи с тем, что на момент публикации брошюры понтификом был Иоанн Павел II, Бетхер заявил, что он (папа) является шестым царем, который «есть», и что после него придет последний, седьмой, которому «не долго быть».

В 2005 году Иоанн Павел II умер, и на папский престол был избран 78 летний Йозеф Ратцингер. Многие сторонники теории Бетхера были весьма воодушевлены преклонным возрастом Бенедикта XVI и увидели в его избрании исполнение библейского пророчества. В частности, незадолго до смерти Иоанна Павла II в 2003 году некий Евгений Ермолович издал в Калининграде книгу под названием «Стражи, проснитесь», где пересказал идеи Бетхера по истолкованию 17-й главы книги Откровение, расширив их. Автору этой статьи лично пришлось встречаться с Райнером Берхером и дискутировать с ним по поводу его теории. А потому в этой публикации мы попытаемся, насколько это возможно, сжато изложить наши суждения по данному вопросу, а также поделиться с читателями информацией о последних достижениях Адвентистской богословской мысли интерпретации 17 главы книги Откровение.

 

 

Тайна числа 666 и развитие Адвентистского богословия

На протяжении многих веков число 666, описанное в 13 главе книги Откровение, было источником многочисленных около-христианских суеверий. В последнее время его часто связывают с мистическим штрих-кодом, который будет наносить антихрист на всех людей в последнее время. Подобные взгляды, хотя и не являются частью вероучения какой-либо конкретной христианской конфессии, очень часть встречаются в «народных присказках», популярных среди христиан всех деноминаций. Адвентисты Седьмого дня являются исключением из этой закономерности.

С конца XIX века адвентисты понимали, что число зверя 666 можно высчитать с помощью комбинации букв, которые входят в латинское словосочетание VICARIUS FILII DEI 5+1+100+1+5+1+50+1+1+500+1 = 666 (наместник Сына Божия), являвшееся титулом Папы Римского.

Само отождествление Римской Церкви со зверем из книги Откровение восходит еще ко времени начала Реформации и базируется, в том числе, на выводах, сделанных реформаторами на основании серьезных искажений Евангельского учения Католической Церковью, инквизиционных пыток, костров, индульгенций, поклонения «святым мощам» и т.п.

Однако же, что касается числового значения, то при ближайшем рассмотрении с этой интерпретацией возникают многочисленные проблемы. Цель данной статьи - рассмотреть возможные истолкования числа 666, а также проанализировать историю Адвентистского понимания данной проблемы.


 

К истокам

В начале 60-х годов XIX-го века небольшой класс субботней школы при Баттл Крикской общине Адвентистов Седьмого дня во главе с Урией Смитом решил исследовать книгу Откровение. В то время большинство протестантов в Америке (а Адвентисты всегда считали себя последователями Протестантского Реформационного Христианского направления) использовало исторический метод истолкования пророчеств Даниила и Откровения. Так, в частности, как мы уже упомянули выше, большинство протестантов того времени придерживалось традиционного понимания 13 главы Откровения, предложенного еще Мартином Лютером. Согласно этой интерпретации зверь-антихрист с десятью рогами, описанный в стихах 1-8 является символом Средневекового Папства. Адвентисты были твердыми последователями такой трактовки. А потому, когда зашла речь о числе зверя, Урия Смит извлек старую потрепанную книгу Antichristus Romanus, 1612 года издания и прочитал оттуда, что, оказывается, слова VICARIUS FILII DEI, сумма букв которых составляет число 666, являются титулом Папы Римского.

Автором этой книги был протестантский богослов Андреас Хелвиг. Он взял 15 различных титулов Папы на греческом, еврейском и латинском языках и нашел, что комбинации букв этих титулов может в своем численном эквиваленте составить число 666. Книга получила особую популярность во время Французской Революции. Тогда многие, желая посмеяться над религией и Папой, как ее главным представителем, говорили, что слова VICARIUS FILII DEI написаны на его тиаре.

В 1866 году в журнале «Ревью Энд Геральд» Урия Смит опубликовал статью, в которой, в частности, говорил следующее: «Папа носит на своей священнической короне инкрустированную драгоценными камнями надпись, VICARIUS FILII DEI (Наместник Сына Божия) численное значение которой есть 666. Это является наиболее рациональным объяснением значения этого числа. Это число зверя, папства, число его имени, которое он (Папа) использует в качестве своего титула. Это число человеческое, ибо тот, кто носит его, является человеком греха». Данную позицию поддерживали многие основатели Адвентизма и она была позднее включена в книгу Урии Смита «Размышления по книгам Даниила и Откровения».

Однако же, Эллен Уайт никогда напрямую не поддерживала интерпретацию о надписи на тиаре. В одном из ранних видений ей было открыто следующее: «Я видела как было сделано число (666) образа зверя, и как зверь изменил субботу, и как образ зверя последовал позже этим же путем, соблюдая папские постановления, а не Господню субботу» (Слово к малой пастве, стр. 19). Из процитированного выше не совсем ясно, в каком виде было ей показано число 666, однако же, в трудах Уайт мы не находим ссылок на тиару, как на ключ к истолкованию числа 666.

В 1959 году под редакцией Франсиса Никола был опубликован многотомный Библейский Комментарий Адвентистов Седьмого дня. В этом комментарии значение числа 666 анализируется с точки зрения исторической интерпретации. Авторы комментария не заявляют о том, что надпись на тиаре является единственно верной трактовкой Откровения 13:18, но говорят, что в период протестантской реформации это позиция приобрела популярность. В частности в комментарии записано следующее: «Несмотря на то, что данный комментарий идентифицирует зверя как папство, и считает, что интерпретация числа 666 (как суммы букв титула папы) является наилучшей, мы все же признаем, что эту криптограмму 666 следует понимать шире, нежели данная (протестантская) интерпретация представляет это» (Комментарий АСД, том 7 стр. 223).

Однако единственным источником, который использует Библейский Комментарий АСД, подтверждающим существование надписи VICARIUS FILII DEI на папской тиаре является статья, опубликованная в Католическом журнале «Наш воскресный посетитель» от 18 апреля 1915. Там на вопрос о том, что за буквы находятся на папской короне, дается ответ «на папской митре записаны слова VICARIUS FILII DEI, означающие "наместник Сына Божия". В номере же от 23 июля 1922 года было написано опровержение. В частности было сказано: «Папа заявляет о том, что является посланником Сына Божия, но латинские слова этого титула нигде не написаны в том числе ни на какой из папских тиар, как это утверждают противники католицизма». Также этот же журнал в своей статье от 3 августа 1941, которую цитирует Библейский Комментарий АСД, говорит о том, что на папской тиаре ничего не написано. Реагируя на это утверждение, авторы комментария пишут следующее: «Существует ли надпись VICARIUS FILII DEI на тиаре или митре, не имеет значения. Главное чтобы был титул».

Таким образом мы видим, что несмотря на то, что авторам комментария АСД, нравится идея надписи на тиаре, их позиция намного более взвешена, нежели позиция Урии Смита. Они допускают, что надписи на тиаре может и не быть. И что весьма важно, авторы не возводят такое толкование в ранг единственной и доктринальной интерпретации числа 666.

Проблема с утверждением о существовании надписи является серьезной, поскольку строить теорию на факте наличия периодической статьи, по поводу которой позже было сделано опровержение, не совсем этично и совсем не научно.

Проблемы истолкования

Если число 666 истолковать, основываясь исключительно на надписи на папской тиаре, возникнет целый ряд серьезных проблем.

Во первых, на сегодняшний день не существует ни тиары, ни митры на которой бы существовала какая-либо надпись. Достаточно воспользоваться поисковыми сайтами в интернете, чтобы получить фотографии сохранившихся папских тиар и митр и удостоверится в том, что ни на одной из них нет никаких букв. Конечно же, много средневековых тиар было уничтожено во время захвата Ватикана войсками Наполеона. На этом основании возможно предположить, что такая надпись могла существовать в прошлом на какой-то из несохранившихся тиар. Однако использование такого аргумента весьма затруднительно. Не существует никаких документов как-либо подтверждающих вышеизложенное предположение. Более того, если на тиаре принадлежавшей ранее какому-то из пап и была надпись VICARIUS FILII DEI, то в таком случае текст из книги Откровение 13:18 должен относиться только к тому конкретному папе. Другие же папы под определение зверя не подойдут, так как на их тиарах уже этой надписи нет.

Вторая проблема еще более серьезная. Дело в том, что со времен Урии Смита и издания Библейского Комментария Адвентистов Седьмого дня, в Католической церкви произошли серьезные изменения. В частности, в 1963 году под конец второй сессии Второго Ватиканского Собора Папа Павел VI, спустившись по ступенькам с папского престола в Базилике Св. Петра, взошел на алтари и, сняв тиару со своей головы, положил ее к подножию алтаря. Этот жест символизировал отказ папы от царских почестей и человеческой славы. Тиара была продана, а вырученные деньги были использованы на благотворительные цели. Тиара была выкуплена католическим музеем в Вашингтоне и выставлена там на всеобщее обозрение. (Никаких букв на этой тиаре нет). После Второго Ватиканского Собора ни один папа не носил тиары. Начиная с 60-х годов прошлого века после Второго Ватиканского Собора протестанты и евангеликалы начинают постепенно отказываться от Лютеровской интерпретации зверя-антихриста из книги Откровения 13:1-8. Это прежде всего связано с тем, что католическая церковь раскаялась во многих злодеяниях, совершенных инквизицией в Средние века, а также отказалась от идеи папы-царя. В этой связи, продолжать настаивать на связи между надписью на папской тиаре и числом 666 просто неразумно.

Третья проблема подсчета числа 666 связана с титулом Папы. Дело в том, что не до конца понятно, откуда Хелвиг взял, что папский титул пишется именно как VICARIUS FILII DEI. Согласно сведениям, опубликованным в Ватиканском ежегодном справочнике «Annuario Pontificio», издаваемом в Libreria Editrice Vaticana, папа носит девять титулов. На латинском языке они звучат как: Episcopus Romanus; Vicarius Christi; Successor principis apostolorum; Caput universalis ecclesiae; Pontifex Maximus; Primatus Italiae; Archiepiscopus ac metropolitanus provinciae ecclesiasticae Romanae; Princeps sui iuris civitatis Vaticanae; Servus Servorum Dei, что переводится на русский как: Епископ Рима; Викарий Христа; Преемник князя апостолов; Верховный первосвященник [Глава] Вселенской Церкви; Великий Понтифик; Примас Италии; Архиепископ и митрополит Римской провинции; Суверен государства-города Ватикан; Раб рабов Божьих. Как видно из этого списка, второй титул Папы – это VICARIUS CRISTI, а не VICARIUS FILII DEI. В этом случае сумма 666 не получается.

Единственный документ, в котором упоминается папский титул VICARIUS FILII DEI, называется «Дар Константина». Это дарственный акт, которым император Константин жаловал римскому Папе Сильвестру власть над западными провинциями империи. В XI веке этот документ служил одним из главных оснований для папских притязаний на верховную власть в церкви и высший сюзеренитет в Европе. Однако уже в XIV веке было доказано, что эта дарственная грамота являлась поддельной. Сегодня факт подделки официально признан католической церковью, о чем писала Католическая Энциклопедия 1913 года издания. Поэтому использовать VICARIUS FILII DEI как папский титул сегодня невозможно. Вообще латинское слово VICARIUS на русский язык часто неверно переводится как "наместник". А потому, на этом основании строится идея о том, что Папа занял место Христа. На самом же деле это слово с латинского переводится как «представитель». В этом смысле понятие "VICARIUS CRISTI" или "VICARIUS FILII DEI" вообще не несет никакого богохульного смысла. Всякий христианин своей жизнью должен отображать Христа, таким образом быть его представителем среди людей на земле. Следует отметить, что Хелвиг, в своей попытке отождествить папство с Антихристом, выбрал далеко не самый удачный титул. Кроме того, он сделал весьма неудачный перевод этого титула на еврейский язык. Слово רומיית, гематрия (числовое значение) которого равняется 666, никогда не являлось титулом ни одного из пап (Папа вообще никогда не носил еврейского титула). Более того это слово ромит переводимое как «римлянин», не встречается ни в Ветхом Завете ни в раввинистической литературе. К сожалению, такие выкладки шиты белыми нитками, а потому в вопросе идентификации антихриста они оказывают историкам и богословам медвежью услугу. Кроме того стоит отметить, что Писание всегда истолковывает Писание, и если мы и хотим рассчитывать какие-либо буквенно-цифровые значения, то не можем обращаться к языку, который не был использован в первоисточнике. Мы можем говорить об иврите, арамейском языке, а также греческом. Обращение же к латыни с точки зрения библейской экзегезы выглядит сомнительным.

Четвертая проблема с использованием слов VICARIUS FILII DEI для подсчета числа зверя заключается в том, что VICARIUS FILII DEI = 5+1+100+1+5+1+50+1+1+500+1 является не единственной комбинацией, сумма цифровых значений которой даст 666. Например, комбинация цифровых значений латинских букв в имени одного из основателей Адвентистской церквиELLEN GOULD WHITE = 50+50+5+50+500+5+5+1 тоже дает 666. Именно поэтому игры с комбинированием латинских букв больше напоминают подгонку под ответ нежели серьёзное экзегетическое и исследование и неизбежно приведут к тому, что «все что вы скажете, может быть использовано против вас».

Кем же является зверь из 13 главы книги Откровение?

Вероятнее всего, после изучения вышеприведенных аргументов у многих читателей могут возникнуть сомнения по поводу идентификации зверя-антихриста. А потому, мы приведем несколько ключевых библейских аргументов, с помощью которых можно понять, кого символизирует этот зверь, не прибегая к использованию сомнительных титулов и подсчетов.

Прежде всего следует заметить: зверь с 10 рогами является антихристом. Об этом впервые написал Ириней Лионский в своей книге «Против ересей». Только греческая приставка антидолжна здесь переводиться как «вместо» а не «против». Зверь действует, подменяя собой Христа таким образом, что поклоняющиеся ему, через него поклоняются дракону, описанному в 12 главе книги Откровение, названному там «диаволом и сатаною». Дракон и зверь действуют в одной связке как Отец и Сын в Евангелиях. Однако вместо спасения грешников они преследуют «жену» (символ Израиля) / «святых». Эти притеснения продолжаются в течение 42 месяцев (Откр 13:5) или 1260 дней (Откр. 12:6) или же на протяжении «времени времен и полвремени» (Откр 12:14). Эти одинаковые временные промежутки, описанные разными словами в разных стихах, помогают нам увидеть связь с 7 главой книги пророка Даниила. Арамейское выражение «времени времен и полвремени» встречается там в 25 стихе, который говорит о преследовании «святых Всевышнего» и отнятии у них «Торы и времен».

Как уже было замечено, в 13 главе книги Откровения и в 7 главе книги Даниила говорится о преследовании святых в течение 1260 дней или 42 месяцев или времени времен и полвремени. Только в 7 главе книги Даниила святых преследует не зверь с 10 рогами, а некий малый рог. Однако же мы можем видеть, что 13 глава Откровения и 7 глава Даниила используют одни и те же образы. А потому малый рог и 10-рогий зверь символизируют одно и то же.

Пророк Даниил описывает действия малого рога очень подробно в 7-й и 8-й главах своей книги. В частности, еврейский оригинал 11 стиха 8 главы говорит об этом роге следующее: «и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнято было у Него ежедневное служение, и попрано было основание святилища Его». Из этого текста следует, что малый рог отнял у небесного Первосвященника его посредническое служение. Иными словами, антихрист взял на себя первосвященнические функции посредника между Богом и человеком.

Если мы посмотрим на официальные титулы Папы Римского, процитированные выше из католического ежегодника, то обнаружим, что среди них есть титул Pontifex Maximus или "Верховный первосвященник". Этот термин, согласно Католической Энциклопедии изначально относился к Первосвященнику Иерусалимского Храма. Впервые Тертуллиан применил этот термин по отношению к Каликсту I, римскому епископу умершему в 222 году. Таким образом Pontifex Maximus является старейшим титулом римских пап, отражающим их наиглавнейшую роль, как правоприемников сынов Аарона, первосвященников. Этот титул сохранялся неизменным во все века. Все свои апостольские письма и энциклики нынешний Папа подписывает как DEL SOMMO PONTEFICE BENEDETTO XVI (Первосвященник Бенедикт XVI). Без исповеди и евхаристии , которые являются основными функциями церковного священства и воспринимаются как продолжение жертвоприношений, совершавшихся по Левитскому закону, Католицизм существовать не может. Основной функцией папства является руководство этим процессом посредничества между Богом и человеком, которое осуществляют церковные священники. Но именно эта роль напрямую пересекается с Первосвященническим служением, которое, согласно тому, что пишет Послание к Евреям, совершает Иисус в Небесном святилище.

Отсюда четко видно, что зверь-антихрист символизирует папскую систему, которая преследовала всех инакомыслящих и изменила Божий закон. Однако 13 глава книги Откровение также показывает, как на смену семиглавому десятирогому зверю пришел зверь с агнчими рогами. Именно этот зверь, которого за его «христианский» вид и чудеса богословы называют «анти-Святым Духом», сделает начертание на правую руку и на чело (Откр. 13:16). Иными словами, согласно тексту книги Откровения вопреки расхожему стереотипному мнению, начертание на руку и на чело ставит не зверь-антихрист, а сменивший его зверь с агнчими рогами. Этот зверь, который идентифицируется как современное христианство, отступившее от библейских принципов, является отображением отошедшего в сторону семиглавого зверя. Он фактически заставляет всех следовать принципам первого зверя – антихриста, насаждая папскую идеологию. Однако это второй зверь, и это он, а не папство, согласно тому, что сказано в 16-м стихе, будет заставлять всех принять начертание. Таким образом начертание, имя и число имени, о которых упоминает стих 17 относятся ко второму, а не к первому зверю. А потому, с точки зрения структуры 13 главы книги Откровения использовать титул папы для истолкования значения числа второго зверя абсолютно неверно. Вот почему и Эллен Уайт, как было процитировано выше, видела в видении число 666, относящееся в «образу зверя» а не к первому зверю.

Современная интерпретация числа 666 в церкви Адвентистов Седьмого дня.

Проблематика с подсчетом числа зверя с помощью числового значения латинских букв на сомнительном титуле папы не осталась незамеченной Адвентистскими богословами. Так в частности, в своей книге «Будущая Слава», выпущенной в 2002 году, известный богослов, директор Института Библейских Исследований при Генеральной Конференции Анхель Родригес пишет прямо: «Когда мы исследуем интерпретацию числа 666, нам следует помнить, что абсолютно неясно были ли слова Наместник Сына Божия когда-либо использованы в официальном титуле папы. Также, если число (666) каким-то образом имеет отношение к численному значению букв имени, тогда мы сталкиваемся с тем, какой язык (или алфавит) использовать для подсчета». Родригес считает, что, поскольку Библейский текст не указывает, на каком языке необходимо подсчитывать числовое значение букв имени, использование латинских букв является субъективным, о чем мы уже сказали выше.

Говоря о конкретном значении 18 стиха 13 главы Откровения, Родригес указывает, что греческую фразу тон арофмон ту антропу (син. число человеческое), часто переводимую на многие языки как «число человека» следует перевести как «число человечества». Таким образом, текст не относится к какому-то конкретному человеку, но характеризует отступившее от Бога человечество. «Так как Бог создал человека на шестой день, число (зверя) может символизировать число человечества, которое не вступило в Божий покой и гармоничные отношения с Создателем, символом которых является седьмой день».

Профессор университета Эндрюса Жак Дюкан в своей книге «Тайны Откровения» соглашается с позицией Родригеса. Он считает, что три шестерки являются символом человеческого несовершенства, не дотягивающего до Божьей полноты, символом которой является число 7. Шестерка повторяющаяся три раза символизирует попытку сатаны создать человеческую копию Бога. Данная интерпретация гармонично вписывается в контекст Откровения 13 главы, где говорится о богохульстве зверя-антихриста.

В этом же 2002 году в уроке субботней школы за 7 июня была дана следующая рекомендация, касательно попыток подсчета числа 666. "Здесь нам следует быть внимательными. Библия не говорит нам о том, что это число должно быть составлено путем суммирования численных значений букв в каком-то из имен... Подобные спекуляции ничего к истине не добавляют. Важно то, что Слово Божие дает нам достаточно информации по ключевым вопросам и о том, кто является основными участниками разворачивающейся драмы последних дней, даже если мы на сегодняшний день не знаем таких деталей, как точное значение числа 666".

Интересно добавить и тот факт, что Эллен Уайт, которая так много места уделила в своих трудах событиям последнего времени ни разу не ссылается ни на какой из титулов Папы Римского при комментировании 13 главы книги Откровения. Вот почему 12 том из серии Библейского Комментария АСД, полностью поддерживает позицию Анхеля Родригеса и предупреждает о неразумности каких-либо спекуляций на тему титулов Папы Римского.

На сегодняшний день абсолютное большинство адвентистских богословов отказалось от идеи подсчета числа 666 путем сложения цифрового значения латинских букв на титуле Папы Римского, официальность которого весьма сомнительна. Конечно, в истолкованиях Родригеса и Дюкана есть одно слабое место, на которое указывают многие приверженцы истолкования Урии Смита. Гречестий текст 18 стиха не приводит три цифры 6, а словами записывает "шестьсот шестьдесят шесть". На наш взгляд решение этой проблемы было найдено профессором Нового Завета Ранко Стефановичем. В своем комментарии на Книгу Откровение, опубликованном в издательстве университета Эндрюса, он предлагает весьма логичное истолкование значения числа 666. Дело в том, что вавилонская математика была основана на шестеричной системе исчисления. Благодаря этому мы имеем 60 минут в часе и 24 часа в сутках. Число 60 было числом верховных божеств Вавилона Ану и Мардука. Также в книге Даниила 3:1 упоминается о том, что Навухудоносор простроил истукан 60 локтей в высоту и 6 локтей в ширину. А один из самых популярных амулетов, используемых вавилонскими священниками имел конфигурацию из цифр, составленную так, что по горизонтали и по вертикали их сумма равнялась 666.

Данная интерпретация полностью решает проблемы с истолкованием 17 и 18 стихов 13 главы книги Откровение. Запрет покупать и продавать, навязанный зверем с агнчими рогами не распространяется на тех кто имеет начертание, имя или число имени зверя. Если число зверя - это буквы на папской тиаре, то абсолютно непонятно, как это может затрагивать простого человека. Ведь тиару носит только папа. Но если же 666 символизирует вавилонскую религию, навязанную жителям земли, то это число касается всех. Вавилон, смешение, является символом современного христианства, смешавшего евангельские ценности с языческой культурой. Именно поэтому в 14 главе Откровения ангелы, летящие посреди неба последовательно предупреждают мир о том, что Вавилон пал, и что всякий, поклоняющийся зверю пожнет плоды Божьего гнева. И именно поэтому гнев Божий, который будет излит на Вавилон так подробно описан в книге Откровение – Вавилон, напоивший своим вином все народы, имеющий связи с царями и сильными мира всего, Вавилон покупающий и продающий и истребляющий истинных богопоклонников сам истребляется стремительно и безвозвратно.

 

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Докторант богословия

Источник: электронный альманах Борух

 

 

Сага об адвентистской папской тиаре

Самуэль Баккиоки

 

“The Saga of the Adventist Papal Tiara”

Samuele Bacchiocchi, Ph. D.
Retired Prof. of Theology and Church History

Andrews University (ENDTIME ISSUES NEWSLETTER No. 145)

 

 

 

За прошедшие недели я получил несколько писем и телефонных звонков от моих собратьев, выражавших глубокое разочарование по поводу нового символического истолкования числа зверя 666, представленного в предыдущих номерах рассылки. Они считают, что традиционная идентификация числа 666 с папским титулом Vicarius Filii Dei – Наместник Сына Божьего -  верна, потому что этот титул начертан на тиаре папы и числовое значение букв надписи составляет 666.

Они отвергают любые аргументы, свидетельствующие об обратном, несмотря на то, что доводы, приведенные в уроке СШ за 1-7 июня, 2002 г., весьма убедительны. Они считают, что любой отход от традиционного истолкования - это проявление неверности учению Церкви АСД. Они игнорируют тот факт, что числовое истолкование 666 никогда не было официальной позицией нашей церкви. Короче говоря, мы увидим, что в нескольких случаях Генеральная конференция призывала воздержаться от использования популярной интерпретации.

В прошлую субботу на моем семинаре один брат задал вопрос: «Как наше традиционное истолкование числа 666 может быть ошибочным, если оно так ясно изложено Урией Смит в книге «Даниил и Откровение»? В конце концов, Е.Уайт положительно отзывалась об этой книге, литературные евангелисты распространяли ее до недавнего времени, да и церковь больше столетия использовала ее в качестве надежного источника для изучения книг Даниила и Откровения. Как церковь могла придерживаться этого толкования так долго, если оно было ошибочным?» Это вполне законный вопрос, и он заслуживает детального рассмотрения.

Одна сестра сказала мне, что ее вера сильно пошатнулась, когда она услышала о новом истолковании. Причина? Она приняла решение присоединиться к церкви после проповеди на евангельской кампании. Темой проповеди было число зверя. Она сказала: «Когда я узнала, что папа – это зверь из Откровения, особенно потому что титул Vicarius Filii Dei красуется на тиаре и его значение 666, я пришла к убеждению, что учение Церкви АСД верно, и решила стать ее членом».

Конечно, правда о том, что отдельное пророческое истолкование было ошибкой, может поколебать тех, кто возложил на него свою веру. Мне понятны чувства братьев и сестер,  приведенных в замешательство или даже обманутых тем, чему их учили. Но сокрытие ошибок прошлого лишь отсрочит решение проблемы.

Основные факты об адвентистском истолковании числа зверя (Откр. 13:18)

1. Наши пионеры рано отождествили начертание зверя с принуждением соблюдать  воскресенье, но они не были уверены на счет значения числа зверя (666).

2. Первоначально некоторые адвентистские пионеры, включая Д.Н. Андрюса, считали, что число 666 - это 666 протестантских сект, подчинившихся власти Римско-католической

церкви и принявших ее учение.

3. Урия Смит, по-видимому, первым предложил Vicarius Filii Dei как возможное толкование числа 666. Впервые его предложение появилось в редакторской статье в номере The Review and Herald за 20 ноября 1866 г.

4. Впоследствии толкование Урии Смит получило широкое признание благодаря влиянию его книг «Даниил и Откровение» и «США в свете пророчеств».

5. Источниками, на которые ссылался Урия Смит для обоснования идентификации числа 666 с папским титулом Vicarius Filii Dei, были сообщения двух свидетелей, утверждавших, что во время своего пребывания в Риме они видели надпись на папской тиаре. Один очевидец утверждал, что видел тиару в музее в Ватикане, а другой – на голове папы во время пасхальной мессы. Оба свидетельства можно легко опровергнуть на основании следующих фактов: 1) папские тиары не демонстрируются в Ватиканском музее; и 2) папа не служит мессу в тиаре. Трехъярусная тиара используется во время коронации понтификов (кстати, от этой практики отказались последние три папы – Иоанн Павел I, Иоанн Павел II и Бенедикт XVI).

6. Серьезные усилия по поиску «подписанной» тиары были предприняты в 1905 году адвентистским миссионером в Италии Касом Т. Эверсоном. По просьбе нескольких церковных руководителей, особенно профессора У. Прескотта, ведущего деятеля в сфере адвентистского образования, Эверсон провел тщательное расследование, которое, по чудному стечению обстоятельств, привело его в гардеробную папы, где хранились тиары.

Но, несмотря на представившуюся уникальную возможность рассмотреть несколько тиар с близкого расстояния, Эверсон был разочарован отсутствием на них надписи Vicarius Filii Dei. Он писал братьям: «Хотя нам и удалось увидеть сверкающие короны, все же мы расстроены, так как не обнаружили объект наших поисков; надписи  Vicarius Filii Dei на тиаре нет, о чем красноречиво свидетельствуют фотографии, сопровождающие мой отчет». Он заключал: «Чтобы быть максимально точными в наших высказываниях, мы не должны говорить, что в настоящее время на тиаре имеется искомая надпись» (Adwent Review and Sabbath Herald, 27 июля, 1905 г., p.10).

7. Одна из фотографий, посланных Эверсоном в Генеральную конференцию, была изменена адвентистским художником. Он «начертал» на ней слова Vicarius Filii Dei. Южная издательская ассоциация использовала «подправленную» фотографию в пересмотренном издании книги У. Смита «Даниил и Откровение». Когда об этом узнала ГК, были даны распоряжения приостановить выход тиража, пока подделанные фотографии не будут изъяты.

8. Прескотт попросил руководителей деноминации дать ему возможность выступить перед ними с докладом. Одних братьев аргументы Прескотта убедили, другие же считали, что вопрос нуждается в дополнительном изучении. Как бы то ни было, все были согласны в том, что «истолкование не должно использоваться».

9. Вскоре этот эпизод был забыт. Толкование Vicarius Filii Dei очень «подходило» к Откр. 13:18, чтобы так просто его оставить, поэтому оно продолжало оставаться популярным, невзирая на принятое Генеральной конференцией решение.

10. В 1935 году Фрэнсис Николь, редактор Present Truth («Истина для настоящего времени»), опубликовал статью, в которой утверждал, что Vicarius Filii Dei был официальным титулом папы, начертанном на тиаре. Сразу после публикации статьи популярный католический журнал “Our Sunday Visitor” («Наш воскресный посетитель») потребовал от Николя, чтобы тот привел веские свидетельства или прекратил использовать предвзятые и сомнительные антикатолические источники для подтверждения своих заявлений. Николь обратился за помощью к У. Прескотту, ожидая, что тот поможет ему с доказательствами. Но профессор ответил, что их попросту нет.

11. Впоследствии ГК поручила специальной группе под руководством брата Ховелла еще раз исследовать пресловутый вопрос, в надежде, что удастся обнаружить более надежные сведения об использовании папского титула Vicarius Filii Dei. С этой целью ЛеРой Эдвин Фрум был послан в Ватикан, но его поиски не увенчались успехом.

12. В 1948 году ЛеРой Эдвин Фрум, редактор Ministry («Служение»), строго предостерег служителей церкви от использования «тиар» на евангельских кампаниях. Он писал: «Во имя истины этот журнал («Служение») выступает против любого подобного использования любым членом Ассоциации служителей Церкви АСД, официальным  органом которой Ministry является. Правда не нуждается в помощи выдумок… Мы не можем позволить себе участвовать в обмане» (Ministry, ноябрь 1948 г., стр.35).

13. Предостережения ГК и Ministry не смогли предотвратить использование спекуляций с «тиарой» ни в проповедях, ни в публикациях.

14. Недавние исследования книги Откровения Иоанна позволяют сделать вывод, что традиционное числовое истолкование 666 не находит ни экзегетической, ни исторической поддержки. Поэтому на основании исторических и экзегетических соображений было предложено символическое толкование числа зверя.

15. Церковь АСД была проинформирована о новом символическом истолковании числа 666 в уроке субботней школы за 1-7 июня 2002 г. Этот урок конкретно касался   начертании и числе зверя. Автором Пособия был доктор богословия Анхел М. Родригес, несколько лет занимавший должность Директора Библейского исследовательского института Генеральной конференции.

16. О числе зверя Родригес пишет: «Число зверя. Начертание, имя и число зверя тесно связаны (Откр.13:17). Было предложено большое количество объяснений значения числа 666. И здесь нам нужно быть очень внимательными. Библия не говорит, что 666 получается в результате сложения числовых значений букв имени… Некоторые исследователи видят в числе 666 символ человечества, отчужденного от Бога. Люди были созданы в 6-ой день, и число может служить символом человечества без божественного покоя (7-ой день).

Доктор Родригес заключает: «В данное время символизм усиливающегося восстания, число шесть, использованное троекратно, и тотальная независимость от Бога представляется наиболее подходящим вариантом. Время откроет полное значение символа» (Четверг, 6 июня, 2002 г.).

17. Далее Родригес выдвигает три довода в пользу оставления традиционной интерпретации Vicarius Filii Dei. Он пишет: «Во-первых, не ясно, является ли этот титул официальным». Мои исследования показали, что Vicarius Filii Dei использовался как один из папских титулов, но он не является официальным. Дело в том, что у папы не один, а много титулов. Наиболее часто используется титул Vicarius Christi, который похож на Vicarius Filii Dei.

18. Второй довод: фраза «число человеческое» (ст.18) предполагает, что число

666 представляет «человечество, отчужденное от Бога», находящееся в состоянии

восстания против Него. Тройная шестерка предполагает решительные усилия зверя по насаждению поклонения себе, а не Богу.

19. Третий довод: текст не указывает, числовые значения букв какого языка нужно использовать. Он пишет: «В-третьих, настаивающие на сложении числовых значений букв сталкиваются с проблемой выбора языка. Так как в тексте об этом ничего не говорится, отдать предпочтение какому-то одному языку будет несколько произвольным» (Пятница, 7 июня, 2002 г.).

Это ключевой момент. Было бы абсурдно полагать, что первоначальные получатели откровений Иоанна смогли бы отождествить число 666 с папским титулом Vicarius Filii Dei. Почему? По двум причинам. Во-первых, во время Иоанна этот титул не был известен. Он появился восемь веков спустя. Во-вторых, по большому счету латинский язык не был знаком ни Иоанну, ни его грекоговорящей аудитории. Его воззвание к мудрости, нужной, чтобы сосчитать число 666, было бы лишено смысла, если информация для этого должна была появиться лишь через 8 столетий, и язык титула не был знаком читателям Откровения.

20. Мои доводы в пользу принятия символического истолкования числа 666, представленного доктором Родригесом, строятся на следующих соображениях:

1. Использование Иоанном чисел в Откровении. Это ключ для понимания значения чисел в Откровении. К сожалению, мы очень мало уделяли внимания изучению символического использования чисел в книгах Даниила и Откровения.

2. Важность числа 666 в языческом культе Вавилона и древнего Рима.

3. Символические значения 666 в Библии.

4. Связь между начертанием зверя и его числом.

21. Заключение. Пророчество о начертании и числе зверя занимает центральное место в Откровении. Оно изобличает заключительную попытку диавола принудить весь мир к ложному поклонению с помощью ложной троицы – дракона, зверя из моря и зверя из земли.

Пророчество призывает верующих увидеть не папские титулы, штрихкоды или микрочипы, а глобальную природу ложного поклонения, продвигаемого различными силами, включая католицизм. Наша лучшая защита перед лицом обольщения последнего времени – печать Божья, проявляющаяся в святой жизни, исполненной силы Святого Духа, и послушании Божьим заповедям.

Перевод Ярослава Палия

 

 

31 октября 1517 года к дверям замковой церкви в небольшом немецком городке Виттенберге августинский монах Мартин Лютер прибил свои «95 тезисов против индульгенций». Менее всего он ожидал, что такие действия могут привести к кризису и расколу Католической Церкви, поколебать основы мироздания и радикально изменить лицо Европы, да и всего мира. Двери храмов с незапамятных времен используются в качестве «доски объявлений», и молодой профессор богословия просто вывесил приглашение на научный диспут. Монах Августинского ордена брат Мартин приглашал своего возлюбленного и уважаемого брата-доминиканца Иоганна Тецеля обсудить некоторые вопросы относительно действенности папских грамот о прощении грехов. Этот диспут, насколько мы знаем, так и не состоялся. Тезисы имели куда более широкий резонанс.

Люди самых разных сословий нашли в этом, по сути, богословском документе ответ на свои сокровенные вопросы. Богословы увидели в них принципиально новую постановку важнейших вопросов о путях спасения и отношениях человека с Богом. Князья получили основание прекратить вывоз немецких денег в Рим. Простые люди почувствовали в словах доктора Мартина ту правду, которая живет в сердце каждого человека, но которую так трудно бывает выразить самому.

Человек часто не предполагает, к чему могут привести его поступки, насколько глобальные изменения могут повлечь обычные решения. Особенно в такой сфере, как религия. Церковь по определению очень консервативный институт, с трудом принимающий новации и изменения, однако порой они происходят. И то, что кажется незыблемым, порой изменяется в один миг. Полторы тысячи лет устанавливались, а порой и костенели в традициях определенные религиозные формы, и вдруг происходит Реформация – как порыв свежего ветра, врывается и приводит к изменениям в сознании, к новым формам творчества, к новому пониманию места человека в этом мире.

Произошли изменения в самой Церкви. Реформация дала начало протестантизму, третьей ветви христианства. В настоящее время – это вторая по численности (после католиков) христианская конфессия. Библию стали переводить на национальные языки, и ее смогли прочитать простые люди.

Глобальные изменения, вызванные тем, что один человек пригласил другого к диалогу и был достаточно принципиален, чтобы не отречься от своих убеждений под мощным общественно-религиозным прессингом того времени. Свежий взгляд на шаблоны и догмы, а также принципиальность и мужество - вот что лежит в основе Реформации. Это актуально для любого общества, в любое время. Это актуально для любой конфессии, когда со временем то, что раньше было ново, свежо и волновало, начинает обрастать традицией, рамками, условностями. Тогда приходит время Реформации.

В истории России Реформации не было, зато были революции. Все попытки Реформации в русской истории почему-то всегда оканчивались неудачно. В крови было утоплено реформаторское движение на рубеже XV–XVI веков. На следующем шаге мы получили кровавый режим Ивана Грозного, а еще через шаг – Смутное время и Раскол. В середине XIX века была еще одна попытка Реформации – рождается российское евангельское движение, в которое были вовлечены все слои населения от малороссийских крестьян до петербургских аристократов. Стремление к свободной личной вере было разгромлено Священным Синодом. Революция 1917 года стала закономерным результатом подавления национального религиозного возрождения.

Для Церкви умение изменяться, сохраняя при этом свои базовые ценности и убеждения, особенно важно. Необходимо умение увидеть в тех или иных веяниях, новых тенденциях, политических или технологических, самую суть, вычленить доброе и его использовать.

Сегодня много дискуссий о тех или иных преобразованиях и новшествах в церковном пространстве. Общаясь со многими представителями других религий, я знаю, что они часто обсуждают похожие вопросы. Использовать или не использовать, а если использовать, то в какой мере, Интернет и телевидение для распространения Евангелия и в церковном служении, современную музыкальную и световую аппаратуры, то есть технологический аспект. Какие переводы Библии использовать и в каких случаях? В Русской Православной Церкви обсуждают возможность совершения литургии на современном русском языке. Церковь постоянно в размышлении и рассуждении, постоянно появляются новые вызовы, на которые надо ответить, и ответить достойно – это определяет будущее Церкви, а часто и всей страны, всего общества.

Сергей Васильевич Ряховский - начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников), член Общественной палаты РФ.
Источник: НГ-Религия

   


Джон Рокфеллер — самый богатый человек в истории и посвященный верующий.

Когда Джон Рокфеллер был молод, он говорил, что у него есть две мечты – заработать 100 тысяч долларов и дожить до 100 лет. Он умер, не дожив 2 месяцев до своего 98 дня рождения. Но с первой задачей Рокфеллер справился отлично.
Джон Рокфеллер до сих пор считается самым богатым человеком в истории. Если сравнивать доллар того времени, и сегодняшний, то Уоррен Баффет, при всем к нему уважении, даже и рядом не стоял с самым знаменитым нефтяным магнатом в истории.

Многие люди обожали Рокфеллера за то, что тот, будучи набожным человеком, изрядную долю своего дохода тратил на благотворительность. В это же время для многих Рокфеллер ассоциировался с дьяволом, который всегда брал то, что ему нужно в бизнесе.

 

Июль 2011 года я провел на стажировке в Кембриджском университете в Великобритании, в 150 км от Лондона. Можно было бы говорить о чистых улицах и аккуратных домах, трудолюбии и вкусе британцев, почти дворянском этикете общения этих людей, их рационализме и ответственности,  любви к королеве и вообще традициям, рациональном отношении к деньгам, стремлении к карьере, знаниям, искусству и уважению окружающих. Я ограничусь анализом духовной атмосферы Западной Европы.

   

Страница 8 из 17