Урок 7. Укрощение языка. Комментарий Василия Проданюка.

 

Ледокол: Что такое слово? (Слово – это единица речи, которая служит для выражения мыслей) Какой силой оно обладает? (Может созидать или разрушать) Что об этом говорит народная мудрость? Какие пословицы о словах и языке вам известны?

(Выберите себе те, что понравились больше, не надо зачитывать всё)

Красное дерево редко, красное слово метко. (Русская пословица)

Есть слово, которое и с пудом мёда не проглотишь. (Армянская пословица)

Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет. (Русская пословица)

С добрым словом и черная корка халвой пахнет. (Русская пословица)

Слово от сердца трогает другое сердце. (Арабская пословица)

Гостре словечко коле сердечко. (Украинская пословица)

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. (Русская/украинская пословица)

От приятных слов язык не отсохнет. (Бенгальская пословица)

Їж борщ з грибами та держи язик за зубами. (Украинская пословица)

«Речь — один из величайших даров Божьих, дающий возможность излагать наши мысли. Именно язык позволяет вознести молитву и хвалу Богу. С помощью языка мы вразумляем и убеждаем, утешаем и благословляем, облегчаем боль тех, кто чувствует себя оскорбленным и уязвленным. Благодаря языку мы имеем возможность рассказывать о чудесах Божьей

благодати. Но с него могут сходить и порочные слова, и он может жалить подобно змее». (Е.Уайт. Голос в речи и пении, с. 18.)

На нашем уроке мы поговорим о словах и их силе, рассмотрим образ совершенного человека и постараемся понять какой должна быть речь настоящего христианина.

 

ВОСКРЕСЕНЬЕ   Ответственность

I  Мф.28:19,20 – «19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, 20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам»

II  1. Какое поручение оставил Христос Своим ученикам перед вознесением?

а) научить все народы тому, чему научил их Христос

2. Что Иаков советует желающим стать учителями? Иак.3:1 – «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению»

а) не спешить ставать учителем

III  Если Христос повелевает нам идти и научить все народы, то почему Иаков говорит не многим становится учителями?

а) на учителе лежит большая ответственность:

- за те знания, которые передаём

- за формирование мировоззрения

- за плоды, которые ученики принесут в последствии

- за то, какое влияние они окажут на других людей

б) не всякий может быть учителем; не сам человек должен предлагать себя, но Бог его призывает, а руководит этим процессом Дух Святой (1Кор.12:4-11)

в) Основа для учительства – это слово Божие, а не философия (1Тим.1:3-7)

г) учитель должен не просто учить правильно, но и жить соответственно

IV  Какое влияние вы оказываете на окружающих вас людей?

V  2Кор.3:3 – «вы показываете собою, что вы - письмо Христово…»

 

ПОНЕДЕЛЬНИК   Сила слова

II  1. Какие примеры позитивного и негативного влияния слов вы можете вспомнить из Библии?

а) позитивное влияние: Пс.32:9; Прит.10:20,21; Прит.16:24, Деян.5:20

б) негативное: Гал.5:15, Прит.16:27

2. Как Иаков описал совершенного человека (в контексте размышлений о словах)? Иак.3:2 – «ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело»

Расширенный перевод: «Кто не согрешает в слове (никогда не говорит неправильного), тот является полностью развитой личностью, человеком совершенным, могущим контролировать всё своё тело и обуздать всю свою природу»

III  Почему Иаков делает акцент на том, что тот, кто не грешит словами может не согрешать и во всём остальном?

а) грех зарождается в мыслях

б) слово – это выражение мысли

в) а слова ведут к поступкам

г) учитывая всё это нам необходимо очищать свои мысли Словом Божьим

IV  Какую силу (позитивную или негативную) чаще оказывают ваши слова на окружающих и почему?

V  Прит.18:21 – «От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается»

 

ВТОРНИК Маленькое превращается в большое

І  Иак.3:3-5 – «3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. 4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; 5 так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!»

ІІ  1. Как Иаков иллюстрирует силу языка?

а) как конём управляют удила и корабль направляется рулём, так и человеком управляет маленький язык

б) человек научился управлять сильным животным и большим кораблём, а с маленьким языком справиться не может

Мал язык, да всем телом владеет. (Русская пословица)

ІІІ  Если язык такой маленький орган, то почему его сложно обуздать?

Язык – переводчик сердца. (Арабская пословица)

а) от избытка сердца говорят уста (Мф.12:34)

б) чем человек наполняет себя, то и выводит из него, пища для языка – это содержание разума

IV  Как нам научиться хорошо думать, прежде чем говорить?

V  Сказанное слово – золото, а несказанное – алмаз. (Русская пословица)

 

СРЕДА     Контроль вреда

I  Иак.3:5-10 – «5 так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! 6 И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. 7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, 8 а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. 9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. 10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть»

II  1. С чем Иаков сравнивает язык и почему?

а) с огнём (ст.6), потому что уничтожает

б) с дикими животными (ст.7), потому что жестоки и опасны

в) с ядом (ст.8), потому что он смертелен

г) отрицательная сила речи смертельно опасна

Язык твой – лев: если удержишь его – защитит тебя, а если отпустишь – растерзает тебя. (Арабская пословица)

2. Что говорит Библия о контроле над языком? (Что это возможно для человека и Господь призывает нас к этому)

Пс.33:14 – «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов»

Еф.4:29 – «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим»

III  Если укротить язык никто не может (ст.8), то почему Слово Божье призывает контролировать свои слова?

а) Без Бога контролировать язык невозможно (Лк.18:27)

б) если язык находится под контролем возрождённого Богом разума, тогда и всё естество находится в подчинении

в) благодаря союзу со Христом нам гарантирована победа (1Ин.4:4)

«Слова обладают большой силой. Сатана, насколько это только возможно, будет пытаться держать язык у себя на службе. Сами по себе мы не можем контролировать этот непокорный член. Наша единственная надежда только на божественную благодать». (СЦ, т.5)

«Вам нужна именно благодать Божья, ибо только она поможет вам направить мысли в нужное русло, поможет всегда находить нужные и правильные слова, подчинять свои вкусы и пристрастия голосу здравого рассудка и укрощать язык свой, чтобы он не произносил легкомысленных речей, необдуманной критики и не пустословил. Величайшая победа, которую дает нам религия Христа, - это умение владеть собой». (СЦ, т.4)

IV  Что вы сделали, когда осознали, что в результате вашей неосторожной речи пострадал человек?

Как исправить ситуацию, когда слова уже сказаны?

V  Прит.25:11 – «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах - слово, сказанное прилично»

 

ЧЕТВЕРГ     Благословение и проклятие

I  Иак.3:9-12 – «9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. 10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. 11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]? 12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду»

II  1. О каком феномене здесь говорит Иаков?

а) языком мы одновременно и благословляем и проклинаем

б) это неправильно и так не должно быть

III  Если из одного источника не может исходить горькая и сладкая вода, то почему это иногда проявляется в речи христианина?

а) если это так, то есть проблемы

б) это говорит о том, что человек живёт по двойным стандартам, пытается служить двум господам

IV  Как можно использовать речь, чтобы поддержать окружающих людей, зажечь в их сердцах чувство надежды и радости?

«Тот, кто хочет исповедовать Христа, должен иметь Христа в своем сердце. Нельзя поделиться тем, что сам не получил". (Христос - надежда мира гл.37)

V  Фил.2:5 – «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе»

 

Вывод: «Бог дал людям глаза, чтобы они могли созерцать чудесные дела Его закона. Он дал им уши, чтобы они могли слушать его весть из уст деятельного проповедника. Он наделил людей даром речи, чтобы они могли представлять Христа как прощающего грех Спасителя». (Христианский дом гл.15)

Бог наделил человека речью для того, чтоб мы могли прославить Его имя. Так давайте же использовать этот дар во славу Господа!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить